Кабачек О. Между Интернетом и печатной страницей: По материалам исследований о детском чтении | Тихомирова И. И. Интерес к чтению: как его пробудить? | |
Тихонова И., Жильцова В. Читай, и ты полетишь! | Хочу – читаю, хочу – нет! | |
Шишова Т. Круг детского чтения | Дугин С. Как привить ребенку любовь к чтению классической литературы |
Кабачек О. Между Интернетом и печатной страницей: По материалам исследований о детском чтении.
Говорят, что дети и подростки стали меньше читать. Говорят, что
электронные носители и средства массовой культуры вытесняют книгу и что
уже одиннадцать миллионов человек заболели новой болезнью —
интернетоманией. Говорят, что мы имеем совсем иной тип культуры, чем
10-15 лет назад… Что же на самом деле?
Посмотрим материалы различных исследований.
Новости оптимистические: зарубежные исследователи констатируют, что,
несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура
сохранила свое значение наряду с не книжной: все так же много
замечательных детских книг выпускается в издательствах, и эта литература
находит своего читателя.
Интернет также может послужить для пропаганды книги и чтения — появляется немало идей и проектов и за рубежом, и у нас, посвященных этому. Факт: юный читатель все больше дифференцируется, начиная с дошкольного детства: есть книжная элита, есть (и их большинство) сторонники делового чтения, есть и аутсайдеры… Новости пессимистические: в свободном, «для души» чтении юных читателей заметен крен в развлекательные, облегченные жанры литературы. Социологи бесстрастно констатируют, психологи, педагоги и библиотекари тревожатся, равно как и те родители, которым еще есть дело до читательского развития их детей. Снижение уровня читательской компетенции заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте «слушателя».
Например, нынешние дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная волшебная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Тому есть ряд причин: им меньше читают, народную сказку они воспринимают с экрана нередко в искаженном, переработанном в духе поп-культуры виде, с ней конкурируют ужастики, боевики и реклама. Психологические исследования показывают, что «клиповая» культура все больше вытесняет в сознании (и подсознании) детей традиционные литературные и фольклорные жанры, происходит смешение элементов разных культурных потоков. Визуальная (зрительная) форма предъявления информации, как отмечают многие специалисты, формирует у детей поверхностное восприятие, неспособность концентрировать внимание и самостоятельно осмыслить то, что предъявляется.
Калейдоскоп впечатлений завораживает, усыпляет. Воображение у современных дошкольников, как показали экспериментальные исследования, менее развито, чем у их сверстников десять лет назад. Правда, социологи с телевидения спешат уверить, что дело не в пресловутом телевизоре: высокий уровень творческих способностей показали как подростки, часто смотрящие телепрограммы, так и совсем их не смотрящие. С книгой же дело обстоит куда более однозначно (и оптимистично, добавим мы): чем больше читаешь, тем больше и лучше развиваешься. Просматривается и другая проблема: по данным библиотечных социологов, деловое чтение, то есть чтение для выполнения учебного задания, имеет тенденцию постепенного перехода от использования традиционных книжных форм к современным средствам: сидиромам (в скором будущем и дивидиромам), Интернету и пр. Библиотеки, не освоившие эти средства, могут, следовательно, потерять значительную часть читателей, а значит, и возможность влияния на их читательское развитие.
Зададимся непростым вопросом: а каковы реальные возможности современной библиотеки в сфере развития читательской компетенции? Может ли библиотекарь противостоять негативным процессам в детском и подростковом чтении? Способна ли библиотека восполнить то, что недодает ребенку семья, детский сад, школа? Ответ осторожно-оптимистический: в принципе может. Специальные занятия, направленные на приобщение к чтению, на развитие читательской культуры, позволяют вырастить талантливого Читателя. Такие программы уже есть. Например, Программа творческого развития ребенка в библиотеке Российской государственной детской библиотеки, «Ступеньки» Пермской областной детской библиотеки, «Филиппок» Свердловской областной детской библиотеки, «Радостное чтение» их коллег-земляков из Екатеринбурга, интересные программы для подростков и старшеклассников Мурманской областной детской библиотеки, Московской центральной городской детской библиотеки и многие другие.
Нынешние дети развиваются очень быстро, если попадают в по-настоящему развивающую среду. Библиотека, детская и школьная, и должна стать такой радостной, насыщенной флюидами культуры и новейшими педагогическими технологиями средой. Подробнее о проблемах читательского развития и способах приобщения детей к чтению мы расскажем в следующих выпусках нашей рубрики.
Интернет также может послужить для пропаганды книги и чтения — появляется немало идей и проектов и за рубежом, и у нас, посвященных этому. Факт: юный читатель все больше дифференцируется, начиная с дошкольного детства: есть книжная элита, есть (и их большинство) сторонники делового чтения, есть и аутсайдеры… Новости пессимистические: в свободном, «для души» чтении юных читателей заметен крен в развлекательные, облегченные жанры литературы. Социологи бесстрастно констатируют, психологи, педагоги и библиотекари тревожатся, равно как и те родители, которым еще есть дело до читательского развития их детей. Снижение уровня читательской компетенции заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте «слушателя».
Например, нынешние дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная волшебная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Тому есть ряд причин: им меньше читают, народную сказку они воспринимают с экрана нередко в искаженном, переработанном в духе поп-культуры виде, с ней конкурируют ужастики, боевики и реклама. Психологические исследования показывают, что «клиповая» культура все больше вытесняет в сознании (и подсознании) детей традиционные литературные и фольклорные жанры, происходит смешение элементов разных культурных потоков. Визуальная (зрительная) форма предъявления информации, как отмечают многие специалисты, формирует у детей поверхностное восприятие, неспособность концентрировать внимание и самостоятельно осмыслить то, что предъявляется.
Калейдоскоп впечатлений завораживает, усыпляет. Воображение у современных дошкольников, как показали экспериментальные исследования, менее развито, чем у их сверстников десять лет назад. Правда, социологи с телевидения спешат уверить, что дело не в пресловутом телевизоре: высокий уровень творческих способностей показали как подростки, часто смотрящие телепрограммы, так и совсем их не смотрящие. С книгой же дело обстоит куда более однозначно (и оптимистично, добавим мы): чем больше читаешь, тем больше и лучше развиваешься. Просматривается и другая проблема: по данным библиотечных социологов, деловое чтение, то есть чтение для выполнения учебного задания, имеет тенденцию постепенного перехода от использования традиционных книжных форм к современным средствам: сидиромам (в скором будущем и дивидиромам), Интернету и пр. Библиотеки, не освоившие эти средства, могут, следовательно, потерять значительную часть читателей, а значит, и возможность влияния на их читательское развитие.
Зададимся непростым вопросом: а каковы реальные возможности современной библиотеки в сфере развития читательской компетенции? Может ли библиотекарь противостоять негативным процессам в детском и подростковом чтении? Способна ли библиотека восполнить то, что недодает ребенку семья, детский сад, школа? Ответ осторожно-оптимистический: в принципе может. Специальные занятия, направленные на приобщение к чтению, на развитие читательской культуры, позволяют вырастить талантливого Читателя. Такие программы уже есть. Например, Программа творческого развития ребенка в библиотеке Российской государственной детской библиотеки, «Ступеньки» Пермской областной детской библиотеки, «Филиппок» Свердловской областной детской библиотеки, «Радостное чтение» их коллег-земляков из Екатеринбурга, интересные программы для подростков и старшеклассников Мурманской областной детской библиотеки, Московской центральной городской детской библиотеки и многие другие.
Нынешние дети развиваются очень быстро, если попадают в по-настоящему развивающую среду. Библиотека, детская и школьная, и должна стать такой радостной, насыщенной флюидами культуры и новейшими педагогическими технологиями средой. Подробнее о проблемах читательского развития и способах приобщения детей к чтению мы расскажем в следующих выпусках нашей рубрики.
Кабачек О. Между Интернетом и печатной страницей // Первое сентября. — 2000. — N 8. — С. 3