Хочу – читаю, хочу – нет!
Никаких понуканий, никакой игры на нервах ребенка, никакой иерархии
навязанных литературных ценностей – таковы лишь некоторые рекомендации,
которые дают педагоги родителям перед возникшей ныне угрозой: дети
и подростки решительно отказываются читать. Пустите детей в свободное
плавание и склоните их к непринужденному диалогу с вами на равных,
настойчиво советуют педагоги. Но не все, не все…
Познакомьтесь: десятилетний Гаспар. Не лодырь, не лгун – обычный ребенок из семьи со средним достатком. Попробуйте расспросить его, какие книжки он успел прочитать и какие ему понравились. «Мне?! Понравились книги?! Да я их терпеть не могу. Совсем. Никаких», – с гордостью заявит он, приведя в смущение родителей, если те окажутся рядом.
Они в смятении: как мог их прилежный сын попасть в число расплодившихся нынче неучей и строптивцев? Когда это он отбился от рук? Кто виноват? Ну виноватых найти не так уж сложно: школа, телевидение, электронные игры, да мало ли… «Обучать детей чтению? В наше время? Зряшное дело… – утверждает Жан Дела, директор издательства, выпускающего детские книжки. – Они этому обучаются точно так же, как мой прадедушка учился плавать. Не путайте чтение и умение читать – это далеко не одно и тоже. Ведь водительские права еще не гарантируют, что вы умеете водить машину. Права на чтение есть у всех. Но то, что детям навязывают для чтения воспитатели, почему–то не нравится воспитуемым, а ведь последнее слово за ними. Живуч стереотип, согласно которому чтению положено обучаться в школе. Проходить его как предмет… Но нынешних детей и подростков никакая палка к чтению не понудит. Если чтение не доставит им удовольствие, пиши пропало…»
Учитель начальной школы Марк Гатин делится своими многолетними наблюдениями: «Мальчиков практически невозможно заставить читать рассказы и повести, они твердо убеждены, что это занятие для девчонок. Зато – кто бы мог раньше подумать? – их очень увлекают документальные повествования с напряженно развивающимся сюжетом, притом любая фальшивка, любая искусственная подтасовка ради возбуждения большего интереса распознаются ими быстрее и точнее, чем взрослыми. Достаточно одного–двух таких „казусов", и стойкое отвращение к книге гарантировано». Коллеги Марка Гатина отмечают также необыкновенный интерес к такому чтению, которое побуждает ломать голову над загадками, рожденными самой жизнью, а не авторской фантазией, участвовать в поиске их загадок.
Популярны также книги, где развитие сюжета как бы обрывается в самом интересном месте, а продолжение последует в книге, пока еще не изданной. К тому же это создает у детей навык следить за книжными новинками. Даниэль Пеннак (популярный современный французский писатель), который сам долгие годы работал словесником в школах и лицеях, разработал модель, в которой скорее содержатся рекомендации, чего делать не надо, а вовсе не методика пробуждения интереса к чтению.
Пеннак настоятельно советует своим коллегам, оставшимся на их неблагодарном посту, а заодно и родителям прислушаться к его советам, притом не к какому–либо из них, а ко всем, вместе взятым. Во всей их полноте. Лукавая мудрость модели состоит в том, что внешне она выглядит как гарантия прав ребенка, на страже которых должны непреклонно стоять в начале XXI века преподаватели литературы и чтения. Хартия прав ребенка в этой сложной воспитательной сфере, по Пеннаку, выглядит так.
За каждым школьником безусловно сохраняется:
Что и говорить, модель, звучащая вполне современно. К тому же пугающе. Но, может быть, в этой парадоксальности как раз есть и выход из положения? Огромное большинство педагогов, в этом можно не сомневаться, с ней не согласится. Ее уязвимость вполне очевидна. Свобода, конечно, вещь привлекательная. Но есть ли у нее берега? Ведь сегодняшний уровень свободы завтра может оказаться уже недостаточным. Куда же дальше?..
Познакомьтесь: десятилетний Гаспар. Не лодырь, не лгун – обычный ребенок из семьи со средним достатком. Попробуйте расспросить его, какие книжки он успел прочитать и какие ему понравились. «Мне?! Понравились книги?! Да я их терпеть не могу. Совсем. Никаких», – с гордостью заявит он, приведя в смущение родителей, если те окажутся рядом.
Они в смятении: как мог их прилежный сын попасть в число расплодившихся нынче неучей и строптивцев? Когда это он отбился от рук? Кто виноват? Ну виноватых найти не так уж сложно: школа, телевидение, электронные игры, да мало ли… «Обучать детей чтению? В наше время? Зряшное дело… – утверждает Жан Дела, директор издательства, выпускающего детские книжки. – Они этому обучаются точно так же, как мой прадедушка учился плавать. Не путайте чтение и умение читать – это далеко не одно и тоже. Ведь водительские права еще не гарантируют, что вы умеете водить машину. Права на чтение есть у всех. Но то, что детям навязывают для чтения воспитатели, почему–то не нравится воспитуемым, а ведь последнее слово за ними. Живуч стереотип, согласно которому чтению положено обучаться в школе. Проходить его как предмет… Но нынешних детей и подростков никакая палка к чтению не понудит. Если чтение не доставит им удовольствие, пиши пропало…»
Учитель начальной школы Марк Гатин делится своими многолетними наблюдениями: «Мальчиков практически невозможно заставить читать рассказы и повести, они твердо убеждены, что это занятие для девчонок. Зато – кто бы мог раньше подумать? – их очень увлекают документальные повествования с напряженно развивающимся сюжетом, притом любая фальшивка, любая искусственная подтасовка ради возбуждения большего интереса распознаются ими быстрее и точнее, чем взрослыми. Достаточно одного–двух таких „казусов", и стойкое отвращение к книге гарантировано». Коллеги Марка Гатина отмечают также необыкновенный интерес к такому чтению, которое побуждает ломать голову над загадками, рожденными самой жизнью, а не авторской фантазией, участвовать в поиске их загадок.
Популярны также книги, где развитие сюжета как бы обрывается в самом интересном месте, а продолжение последует в книге, пока еще не изданной. К тому же это создает у детей навык следить за книжными новинками. Даниэль Пеннак (популярный современный французский писатель), который сам долгие годы работал словесником в школах и лицеях, разработал модель, в которой скорее содержатся рекомендации, чего делать не надо, а вовсе не методика пробуждения интереса к чтению.
Пеннак настоятельно советует своим коллегам, оставшимся на их неблагодарном посту, а заодно и родителям прислушаться к его советам, притом не к какому–либо из них, а ко всем, вместе взятым. Во всей их полноте. Лукавая мудрость модели состоит в том, что внешне она выглядит как гарантия прав ребенка, на страже которых должны непреклонно стоять в начале XXI века преподаватели литературы и чтения. Хартия прав ребенка в этой сложной воспитательной сфере, по Пеннаку, выглядит так.
За каждым школьником безусловно сохраняется:
- право вообще не читать;
- право читать, перескакивая со старицы на страницу;
- право отложить книгу, недочитав ее до конца;
- право прочить позже то, что читать не хотелось;
- право читать все, что угодно, без каких–либо ограничений;
- право читать где угодно; право читать втихаря;
- право читать вслух, а не только про себя;
- право заткнуть нам глотку со всеми нашим нравоучениями.
Что и говорить, модель, звучащая вполне современно. К тому же пугающе. Но, может быть, в этой парадоксальности как раз есть и выход из положения? Огромное большинство педагогов, в этом можно не сомневаться, с ней не согласится. Ее уязвимость вполне очевидна. Свобода, конечно, вещь привлекательная. Но есть ли у нее берега? Ведь сегодняшний уровень свободы завтра может оказаться уже недостаточным. Куда же дальше?..
Хочу – читаю, хочу – нет / Пер. с фр. А. Ваксберга // Литературная газета. – 2004. – N° 3/4. – С. 21