Четверг, 09.05.2024, 01:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

               
                         Сайт  
      Школьной Библиотеки    
       МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
            Главная | Мой профиль | Выход
Позитивчик
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Викитека
Форма входа

Дайджест 6

Дугин С. Как привить ребенку любовь к чтению классической литературы

   Писателя Игоря Волгина спросили, как привить ребенку любовь к чтению классической литературы. Игорь Леонидович ответил довольно расплывчато: детей надо приучать к чтению с раннего возраста, хотя заставлять, конечно, нельзя, в общем, вопрос это сложный, все эти компьютеры... В конце концов он сказал: «Спросите что-нибудь полегче...»

   Если бы у меня не было дочки, я бы ответил точно так же. Но она есть, Зовут ее Рита, ей десять лет, и сейчас она читает «Дубровского». <...> При этом Рита совершенно обычный, далеко не комнатный ребенок: по двору носится так, что смотреть страшно, залазит на высоченные деревья, часами может выбивать мяч или прыгать со скалкой. А вечером включает настольную лампу, садится и читает Пушкина.

   Сразу хочу сказать: специально разработанного плана приобщения ребенка к классике никогда не было. Все получилось само собой. Хотя сейчас я могу четко разделить пройденный нами путь на три этапа.

Могу даже эти этапы озаглавить:
  • Сказочный;
  • Автобиографический;
  • Адаптационный.

   Я прекрасно понимаю — это частный случай. Дети, как и взрослые, совершенно разные, и то, что действует на одного, другого может оставить равнодушным. Но как хочется, чтобы наш с Ритой опыт кому-нибудь пригодился!

ЭТАП СКАЗОЧНЫЙ

  Совсем маленькой Рита обожала слушать сказки. Во время прогулок, сидя у меня на плечах, во время еды, перед сном. Всегда. Довольно скоро мой запас народных сказок истощился. Наступило время импровизаций. Рассказы о зайчиках, ежиках, медвежатах сменялись приключениями тигрят, слонят, страусят. Постепенно мы добрались к дино-, ихтио-, прото- и прочим заврам. Хлеб импровизатора нелегок. Начиная рассказывать очередную историю, я не имел ни малейшего представления о том, что произойдет с моими героями через минуту, кто из них будет добрым, кто злым и чем вообще все это закончится. А Рита слушала очень внимательно. Смеялась, удивлялась, огорчалась. Сейчас я не помню ни слова из того, что ей рассказывал. Она помнит все. Удивительно.

ЭТАП АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ

   Рите исполнилось пять лет, она начала ходить в подготовительную группу детского сада, а это уже серьезно — каждый день несколько уроков: арифметика, чтение, рисование. Однажды я забрал ее из садика чуть раньше. Спешить было некуда. Мы шли о чем-то разговаривали, смеялись, как дураки. Рита стала рассказывать, как у них на уроке рисования со шкафа упал цветочный горшок. Все испугались. А мальчик, который сидел возле шкафа, засмеялся. Воспитательница стала его ругать. Мальчик сказал, что он ничего не делал, только посмотрел на цветок — тот и упал... В ответ я рассказал о похожем случае, который произошел на уроке ботаники с моим одноклассником Сашкой Дуркиным. Рита спросила, что такое ботаника, потом попросила еще что-нибудь рассказать о школе. С этого дня мои сказочные истории перестали ее интересовать. Видимо, пришло время познавать действительность в ее типических чертах. И теперь вместо «расскажи еще одну сказку» Рита говорила: «Расскажи еще о себе». И я рассказывал. О школе, армии, институте. О спорте. Больше всего ей нравилась школа и спорт. Армия меньше.<...>

 ЭТАП АДАПТАЦИОННЫЙ

    Какие преимущества у однокомнатной квартиры перед трехкомнатной, кроме, конечно, двух очивидных — оплаты и уборки. Я, например, не знаю. А люди насчитывают до тридцати. Как бы там ни было, одно я знаю точно: если бы в тот день мы с Ритой находились в разных помещениях, адаптационный период наступил бы значительно позже.

  Я сидел за компьютером. Рита валялась на диване с телепультом — выискивала мультфильмы. Неделю назад она окончила третий класс и теперь без остатка отдавала себя играм во дворе, мультфильмам и чтению детских книжек. Уже два раза она безуспешно прошлась по всем сорока каналам и теперь начинала третий круг. Краем глаза я невольно следил за ее поисками. На экране опять замелькали футболисты, юмористы, сериальные актеры. Вот колдунья с картами и свечами, американский проповедник, поп-группа, поп. И вдруг проскочили знакомые титры. Начинался «Дубровский» с молодым Ефремовым — настоящий луч света в темном царстве поп-изобилия. Как мне захотелось посмотреть фильм вместе с Ритой! Ну хотя бы начало — а вдруг ей понравится?! Но человеку, так увлеченно ищущему покемонов, нельзя просто сказать: давай посмотрим этот фильм. Действовать надо тонко, но очень решительно. И я вскрикнул: «Подожди-подожди! А ну-ка вернись, там начинается классный фильм!» Моя интонация ее явно заинтересовала. На экране опять появились титры «Дубровского». Наступил решающий момент. Вы вообще замечали, как дети любят смотреть то, что уже видели, и слушать то, что уже слышали? Я — много раз. И теперь за полторы-две минуты, оставшиеся до начала фильма, я должен был выдать адаптированную версию бессмертного произведения и таким образом доказать семилетнему ребенку, что Пушкин лучше покемонов. Больше жестами и выражением лица, чем словами, я рассказал о деспоте Троекурове и гордом Андрее Гавриловиче Дубровском. Об их ссоре. О коварных замыслах генерал-аншефа. О болезни старшего и приезде молодого Дубровского — Володи. О Маше, дочери Троекурова. Потом о поджоге дома, о спасенной кошке, об уходе Володи в лес со своими крестьянами и о его страстном желании отомстить за умершего отца. Рита слушала, как завороженная. Ни один мой рассказ не действовал на нее так сильно. Титры закончились. Начинался фильм.

  Слушая меня, Рита с интересом посматривала на экран. Чтобы окончательно поймать ее в сети, я решил быстренько рассказать одну из ключевых сцен повести. Володя Дубровский встречается с учителем-французом в доме смотрителя станции. Он узнает, куда едет молодой француз, и предлагает десять тысяч рублей за его бумаги. Потом я говорю: наконец, Дубровский приблизился к своей цели. Теперь под видом учителя он сможет попасть в усадьбу Троекурова и отомстить — сжечь его огромный дом. И тут Рита задает простой и очень практичный вопрос: «А он спички взял?» На этом все и закончилось. От смеха у меня подкосились ноги, и я буквально рухнул на пол... А фильм мы так и не посмотрели. Началась реклама, Рита стала щелкать каналами и попала на Винни-Пуха.

   Я опять сел за компьютер, подумал: ну, чего я ребенка нагружаю? Какой ей еще Дубровский? В тот же день, ближе к вечеру, мы вышли в магазин, заодно и прогуляться. Неожиданно Рита говорит: «Расскажи еще про Дубровского. С самого начала. Только не спеши». Гуляли мы тогда больше часа, и за все это время Рита не издала ни звука. Вот так, совершенно естественно, мы перешли к классике. В течение следующей недели я рассказал «Приключения Тома Сойера», «Капитанскую дочку» и «Вия». Долгое время мы не могли двигаться дальше — Рита все время просила повторить то один, то другой рассказ. Потом были «Дэвид Копперфилд», «Мартин Иден», «Станционный смотритель» и многое другое.

  Периодически Рита просила повторить какую-нибудь школьную или спортивную историю, но потом ее снова тянуло к литературным шедеврам. Пока адаптированным. Все это было совсем недавно, и я прекрасно помню день, а скорее ночь, когда Рита впервые взяла в руки книгу Николая Васильевича Гоголя. По субботам мы традиционно ложились (и сейчас ложимся) довольно поздно. Дело в том, что Рита знает огромное количество игр, поэтому наши субботние вечера очень насыщены <...> - все это невозможно остановить. Срабатывает только один способ: в обмен на немедленное укладывание в постель я обещаю рассказать все, что она захочет.

  В ту замечательную субботу, уже плавно перетекавшую в воскресенье, Рита в очередной раз заказала «Вия». Я почему-то сразу решил, что на этот раз буду читать. Взял с полки книгу, поставил настольную лампу поближе к кровати, нашел нужную страницу. Из-под одеяла Рита молча наблюдала за моими манипуляциями, а я начал: «Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки.» На второй странице она уснула. Проснулась часов в десять. Я пошел на кухню готовить завтрак, а когда вернулся в комнату, Рита сидела за столом и читала.

Дугин, С. Как привить ребенку любовь к чтению классической литературы [Текст] / Станислав Дугин // Юность. — 2011. — N 1. — С. 69-71.
Поиск
Электронная библио
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
...