«РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ - ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ» | |
Виртуальная выставка | |
«Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луной зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков». К.И. Чуковский | Разделы выставки 1. Нобелевская премия.2. «Живописец слова» (Иван Бунин). 3. «Цель творчества – самоотдача» (Борис Пастернак). 4. Знаток донского казачества (Михаил Шолохов). 5. «Жить не по лжи!» (Александр Солженицын). 6. «Ясность мысли и страстность поэзии» (Иосиф Бродский). |
«ЖИВОПИСЕЦ СЛОВА» Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – поэт, прозаик, переводчик | |
Основные произведения: Стихи: Сборник "Листопад" (1901) Рассказы: "Антоновские яблоки" (1900) "Сны" (1904) "Чаша жизни" (1913) "Господин из Сан-Франциско" (1915) "Лёгкое дыхание" (1916) "Петлистые уши" (1917) "Сны Чанга" (1916, опубл. 1918) "Митина любовь" (1924) Книга новелл "Тёмные аллеи" (1943) | Повести: "Деревня" (1910) "Суходол" (1912) Роман: "Жизнь Арсеньева" (1927-1933) Литературно-философское исследование "Освобождение Толстого" (1917) Циклы путевых очерков: "Тень птицы" (1908) "Храм солнца" (1909) Переводы: "Песня о Гайавате" (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло Философские драмы Дж. Байрона "Каин" (1905), "Манфред" (1904) |
Нобелевская премия по литературе ( 1933 ). Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе. (Среди номинантов на премию того года фигурировали также М.Горький и Д. Мережковский . Во многом чашу весов в пользу Бунина склонило появление к тому времени в печати первых 4 книг « Жизни Арсеньева».) Награжден премией «…за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» за роман «Жизнь Арсеньева». В своей речи при вручении премии Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту (эмигрировал во Францию в 1920 г .). | |
Речь Ивана Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1933 году «Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи. Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции. И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства». В 1950 году И.Бунин, вспоминая собственный триумф, пишет стихотворение «Венки». В нем он размышляет о жизни и смерти, о славе. Был праздник в честь мою, и был увенчан я Венком лавровым, изумрудным: Он мне студил чело, холодный, как змея, В чертоге пирном, хвойном, людном. Жду нового венка – и помню, что сплетен Из мирта темного он будет: В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон, Он навсегда чело мое остудит. | |
Музеи И.Бунина: Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина в гор. Ельце Музей И.А. Бунина в гор. Орле | |
ЛИТЕРАТУРА | |
| Бабореко, А.К. Бунин: жизнеописание / Александр Бабореко. – М.: Мол. гвардия, 2004. – 457с.: ил. – (Жизнь замечательных людей). Жизнь и творчество Бунина продолжают волновать умы и сердца читателей. Произведениями Бунина зачитываются люди всех возрастов и национальностей, его творчество стало эталонным для многих современных писателей, а характер и личная жизнь и в наши дни остаются темой многочисленных спекуляций. А. Бабореко - известный исследователь жизни и творчества И. А. Бунина. Он собрал огромный свод малоизвестных и архивных документов, писем, дневников и воспоминаний, которые, несомненно, помогут читателям лучше понять этого великого писателя и человека. |
Бахрах, А.В. Бунин в халате и другие портреты. По памяти, по записям / Александр Бахрах. – М.: Вагриус, 2005. – 592с. Александр Васильевич Бахрах (1902-1985), известный литературный критик и мемуарист русского зарубежья, дружил со многими знаменитостями — писателями, актерами, художниками. Особенно был близок с И.А.Буниным — жил под крышей его дома четыре долгих военных года. В однотомник вошли две мемуарные книги Бахраха: "Бунин в халате" и "По памяти, по записям". Первая рассказывает о периоде, когда автор был литературным секретарем великого писателя. Вторая — литературные портреты видных деятелей российской и мировой культуры. "По памяти, по записям" издается впервые. | |
Богданова, О.Ю. Бунин в школе: книга для учителя / О.Ю. Богданова. – М.: Дрофа, 2003.- 304 с.: 16 л . цв. вкл. – (Писатель в школе). Книги серии «Писатель в школе» предназначены для учителей - словесников. Кроме поурочного планирования, анализа произведений учитель найдет в них много дополнительного материала, который можно с успехом использовать на уроках, при проведении проверочных работ, во внеклассной работе. Система уроков, предлагаемая в помощь учителю, составлена с учетом возрастных особенностей учеников, содержит различные типы заданий для всех ступеней обучения. | |
Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи / Иван Алексеевич Бунин. – М.: Литература, Мир книги, 2006. – 496 с. – (Бриллиантовая коллекция). В творчестве И.А. Бунина как в зеркале отразилась меняющаяся жизнь России в пору огромных потрясений, которые несла миру ломка старого строя. Меривший жизнь самой высокой меркой, Бунин неприязненно относился к революции. Отвергая революционное пересоздание жизни, отвергая любое насилие, писатель непрестанно мучился и горестно переживал в своем творчестве трагедию вечно страдающего русского народа. В данный том вошли автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» и книга рассказов «Темные аллеи». |