«Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луной зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
"Жизнь Арсеньева" (1927-1933) Литературно-философское
исследование "Освобождение Толстого" (1917)
Циклы путевых очерков:
"Тень
птицы" (1908) "Храм солнца" (1909)
Переводы:
"Песня о Гайавате" (1896, 2
издание 1898) Г. Лонгфелло Философские драмы Дж. Байрона "Каин" (1905),
"Манфред" (1904)
Нобелевская премия по литературе ( 1933 ). Бунин стал первым русским
лауреатом Нобелевской премии по литературе. (Среди номинантов на премию
того года фигурировали также М.Горький и Д. Мережковский . Во многом чашу
весов в пользу Бунина склонило появление к тому времени в печати первых
4 книг « Жизни Арсеньева».)
Награжден премией «…за строгое мастерство, с
которым он развивает традиции русской классической прозы» за роман
«Жизнь Арсеньева». В своей речи при вручении премии Бунин отметил
смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту
(эмигрировал во Францию в 1920 г .).
Речь Ивана Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1933 году
Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение.
Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность.
Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции. И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».
В 1950 году И.Бунин, вспоминая собственный триумф, пишет стихотворение «Венки». В нем он размышляет о жизни и смерти, о славе.
Был праздник в честь мою, и был увенчан я Венком лавровым, изумрудным: Он мне студил чело, холодный, как змея, В чертоге пирном, хвойном, людном. Жду нового венка – и помню, что сплетен Из мирта темного он будет: В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон, Он навсегда чело мое остудит.
Бабореко, А.К. Бунин: жизнеописание / Александр Бабореко. – М.: Мол. гвардия, 2004. – 457с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).
Жизнь и творчество Бунина продолжают волновать умы и сердцачитателей. Произведениями Бунина зачитываются люди всех возрастов и национальностей, его творчество стало эталонным для многих современных писателей, а характер и личная жизнь и в наши дни остаются темоймногочисленных спекуляций. А. Бабореко - известный исследователь жизнии творчества И. А. Бунина. Он собрал огромный свод малоизвестных иархивных документов, писем, дневников и воспоминаний, которые, несомненно, помогут читателям лучше понять этого великого писателя и человека.
Бахрах, А.В. Бунин в халате и другие портреты. По памяти, по записям / Александр Бахрах. – М.: Вагриус, 2005. – 592с.
Александр Васильевич Бахрах (1902-1985), известный литературный критик и мемуарист русского зарубежья, дружил со многими знаменитостями — писателями, актерами, художниками. Особенно был близок с И.А.Буниным — жил под крышей его дома четыре долгих военных года. В однотомник вошли две мемуарные книги Бахраха: "Бунин в халате" и "По памяти, по записям". Первая рассказывает о периоде, когда автор был литературным секретарем великого писателя. Вторая — литературные портреты видных деятелей российской и мировой культуры. "По памяти, по записям" издается впервые.
Богданова, О.Ю. Бунин в школе: книга для учителя / О.Ю. Богданова. – М.: Дрофа, 2003.- 304 с.: 16 л . цв. вкл. – (Писатель в школе).
Книги серии «Писатель в школе» предназначены для учителей - словесников. Кроме поурочного планирования, анализа произведений учитель найдет в них много дополнительного материала, который можно с успехом использовать на уроках, при проведении проверочных работ, во внеклассной работе. Система уроков, предлагаемая в помощь учителю, составлена с учетом возрастных особенностей учеников, содержит различные типы заданий для всех ступеней обучения.
Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи / Иван Алексеевич Бунин. –
М.: Литература, Мир книги, 2006. – 496 с. – (Бриллиантовая коллекция).
В творчестве И.А. Бунина как в зеркале отразилась
меняющаяся жизнь России в пору огромных потрясений, которые несла миру
ломка старого строя. Меривший жизнь самой высокой меркой, Бунин
неприязненно относился к революции. Отвергая революционное пересоздание жизни, отвергая любое насилие,
писатель непрестанно мучился и горестно переживал в своем творчестве
трагедию вечно страдающего русского народа.
В данный том вошли автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» и книга рассказов «Темные аллеи».