«РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ - ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ» | |
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА | |
«Возможность правдивости – огненное доказательство бессмертия». Иоанн, архиепископ Сан – Францисский |
Разделы выставки
1. Нобелевская премия.2. «Живописец слова» (Иван Бунин). 3. «Цель творчества – самоотдача» (Борис Пастернак). 4. Знаток донского казачества (Михаил Шолохов). 5. «Жить не по лжи!» (Александр Солженицын). 6. «Ясность мысли и страстность поэзии» (Иосиф Бродский). |
«ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ!» Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) – писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель. |
|
Основные произведения: Рассказы и повести: « Один день Ивана Денисовича » (1962) « Матрёнин двор » (1963) Романы: « Архипелаг ГУЛАГ » (1974) « Раковый корпус » (1966) « В круге первом » (1955- 1968) « Красное колесо » (1993) |
Воспоминания, эссе, публицистика: « Бодался телёнок с дубом » (1975) « Россия в обвале » (1998) « Жить не по лжи » (1974) « Двести лет вместе » (2001 – 2002) « Как нам обустроить Россию» Другое: Русский словарь языкового расширения(1990) |
Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970) «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки он не сможет вернуться на родину, награду принял, однако на церемонии награждения не присутствовал. | |
Одна из самых ярких страниц нобелианы – лекция А.И. Солженицына http://kp.ru/daily/24140.5/358716/ .
Ее текст включен в школьную программу по литературе. Писатель рассматривал ее как итоговую всей жизни: «Моя нобелевская лекция заранее рисовалась мне колокольной, очистительной, в ней и был главный смысл, зачем премию получать…». Солженицын обращается к одному из самых актуальных вопросов, который и раньше вызывал горячие споры: «…должны ли искусство и художник жить сами для себя или вечно помнить свой долг перед обществом и служить ему… Писатель не посторонний судья своим соотечественникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом». |
|
Музей Солженицына в Кисловодске http://solzhenicyn.ru/modules/news/article_storyid_353.html |
Учреждена литературная премия Александра Солженицына для награждения писателей, живущих в России и пишущих на русском языке, за произведения, созданные и опубликованные в послереволюционный период. В исключительных случаях премия может быть присуждена авторам посмертно. Вручается с 1998 года. |
ЛИТЕРАТУРА | |
Солженицын, А. Малое собрание сочинений. Т. 5. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования. І-ІІ / А. Солженицын. - М. : ИНКОМ - НВ, 1991. - 544 с. Архипелаг ГУЛАГ — художественно-историческое исследование Александра Солженицына советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте самого автора. |
|
Солженицын, А.И. Матренин двор: рассказы / А.И. Солженицын. – М.: дет. лит., 2003. – 222 с. – (Школьная библиотека). В книгу замечательного русского писателя А.И.Солженицына входят рассказы
"Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор" и цикл миниатюр "Крохотки". Для старшего школьного возраста. |
|
Урманов, А.В. Творчество Александра Солженицына: учебное пособие / А.В. Урманов. – 3 – е изд. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 384 с. В пособии анализируются наиболее значительные произведения А.И. Солженицына,
включенные в вузовские и школьные программы по литературе XX века: рассказы "Один день Ивана Денисовича", "Матрёнин двор" и "Правая кисть", роман "В круге первом", книга "Архипелаг ГУЛАГ", эпопея "Красное Колесо". Творчество Солженицына рассматривается в тесной связи с актуальными проблемами современного литературоведения. Для Специалистов-филологов, преподавателей вузов и средних школ, студентов гуманитарных факультетов. |
|