«РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ - ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ» | |
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА | |
«Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу…, Родине все свои силы и способности». М.А. Шолохов
| Разделы выставки 1. Нобелевская премия.2. «Живописец слова» (Иван Бунин). 3. «Цель творчества – самоотдача» (Борис Пастернак). 4. Знаток донского казачества (Михаил Шолохов). 5. «Жить не по лжи!» (Александр Солженицын). 6. «Ясность мысли и страстность поэзии» (Иосиф Бродский). |
ЗНАТОК ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА Шолохов Михаил Александрович (1905-1984) - прозаик, публицист. | |
Основные произведения: «Донские рассказы» (1926) «Лазоревая степь» (1926) «Тихий Дон» (1926 – 1930) «Поднятая целина» (1930 – 1960) «Наука ненависти» (1941 – 1945) «Судьба человека» (1950) «Они сражались за Родину» (1969) |
«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, пробуждали любовь к человеку…» М. Шолохов
|
Нобелевская премия по литературе (1965 года) вручена «за
художественную силу и эпическую широту романа о донском казачестве в
переломное для России время». В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев» | |
Речь Михаила Шолохова по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1965 году На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз
выразить благодарность Шведской Королевской Академии, присудившей мне
Нобелевскую премию. Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей Родины. Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее полно охватить мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. Многие молодые течения в искусстве отвергают реализм, исходя из того, что он будто бы отслужил свое. Не боясь упреков в консерватизме, заявляю, что придерживаюсь противоположных взглядов, будучи убежденным приверженцем реалистического искусства. Сейчас часто говорят о так называемом литературном авангарде, понимая под этим моднейшие опыты преимущественно в области формы. На мой взгляд, подлинным авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. И реализм в целом, и реалистический роман опираются на художественный опыт великих мастеров прошлого. Но в своем развитии приобрели существенно новые, глубоко современные черты. Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни", переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им пути борьбы. Человечество не раздроблено на сонм одиночек, индивидуумов, плавающих как бы в состоянии невесомости, подобно космонавтам, вышедшим за пределы земного притяжения. Мы живем на земле, подчиняемся земным законам, и, как говорится в Евангелии, дню нашему довлеет злоба его, его заботы и требования, его надежды на лучшее завтра. Гигантские слои населения земли движимы едиными стремлениями, живут общими интересами, в гораздо большей степени объединяющими их, нежели разъединяющими. Это люди труда, те, кто своими руками и мозгом создает все. Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу. Отсюда проистекает все. Отсюда следуют выводы о том, каким мыслится мне, как советскому писателю, место художника в современном мире. Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? В чем же состоит призвание, каковы задачи художника, считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества, вознесенного на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном своего народа, малой частицей человечества? Говорить с читателем честно, говорить людям правду - подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества. Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору. Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив. Благодарю всех, кто находится в этом зале, всех, кто прислал мне приветствия и поздравления в связи с Нобелевской премией. | |
Музеи, памятные места, памятники и экспозиции, посвященные М.А. Шолохову | |
Интернет: http://sholohov.uvao.ru/sholohov/ru/destination (Государственный музей М.А. Шолохова). | |
ЛИТЕРАТУРА | |
| Воронцов, А.В. Михаил Шолохов: загадка советской литературы / А.В. Воронцов. – М.: АСТ – Пресс книга, 2005. – 400 с.: 8 л . ил. – (Историческое расследование). Двадцать пять лет этот писатель был в Германии
популярней, чем Эрих Мария Ремарк. Двадцать девять лет его имя не сходило со страниц английских газет и журналов: число рецензий на его книгу порой превышало сотню в день. Ни один русский писатель не достиг так быстро мировой славы, как он. Спутниками его жизни были зависть и клевета. Имя этого человека - Михаил Шолохов. Автор книги рассказывает о загадочной, полной драматизма судьбе писателя. |
Гура, В.В. Как создавался «Тихий Дон»: творческая история романа М. Шолохова / В. Гура. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Сов. писатель, 1989. – 465 с. В своей книге автор исследует творческую историю "Тихого Дона". Воздействие литературной атмосферы и борьбы двадцатых годов, личные контакты молодого Шолохова с писателями, непосредственное участие его в революционных событиях, работа над историческими и фольклорными источниками, связь изображаемого в романе с реальной действительностью, с характерами и судьбами конкретных людей, линии, идущие от "Донских рассказов" к "Тихому Дону". | |
Шолохов, М.А. [Избранное] / Михаил Шолохов; сост. М.А. Жигалев. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 334 с. – (Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии). В книгу русского писателя, лауреата Нобелевской премии М. Шолохова входят произведения: "Родинка", "Тихий Дон" (книга IV, ч. VIII), "Наука ненависти". | |