«Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас,если
не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу…, Родине
все свои силы и способности».
«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, пробуждали любовь к человеку…»
М. Шолохов
Нобелевская премия по литературе (1965 года) вручена «за
художественную силу и эпическую широту романа о донском казачестве в
переломное для России время».
В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал,
что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев»
Речь Михаила Шолохова по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1965 году
На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз
выразить благодарность Шведской Королевской Академии, присудившей мне
Нобелевскую премию.
Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это
вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное
признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как
литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому,
советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей Родины.
Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия
является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за
последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря,
удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась
устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно
роман дает возможность наиболее полно охватить мир действительности и
спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим
проблемам, отношение своих единомышленников.
Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому
познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое
маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей
представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. Многие
молодые течения в искусстве отвергают реализм, исходя из того, что он
будто бы отслужил свое. Не боясь упреков в консерватизме, заявляю, что
придерживаюсь противоположных взглядов, будучи убежденным приверженцем
реалистического искусства.
Сейчас часто говорят о так называемом литературном авангарде,
понимая под этим моднейшие опыты преимущественно в области формы. На
мой взгляд, подлинным авангардом являются те художники, которые в своих
произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни
нашего века. И реализм в целом, и реалистический роман опираются на
художественный опыт великих мастеров прошлого. Но в своем развитии
приобрели существенно новые, глубоко современные черты. Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни",
переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме,
который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что
он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода
от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее
возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им пути
борьбы.
Человечество не раздроблено на сонм одиночек, индивидуумов,
плавающих как бы в состоянии невесомости, подобно космонавтам, вышедшим
за пределы земного притяжения. Мы живем на земле, подчиняемся земным
законам, и, как говорится в Евангелии, дню нашему довлеет злоба его, его
заботы и требования, его надежды на лучшее завтра. Гигантские слои
населения земли движимы едиными стремлениями, живут общими интересами, в
гораздо большей степени объединяющими их, нежели разъединяющими.
Это люди труда, те, кто своими руками и мозгом создает все. Я
принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и
высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером
трудовому народу.
Отсюда проистекает все. Отсюда следуют выводы о том, каким
мыслится мне, как советскому писателю, место художника в современном
мире.
Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который
хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь.
Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых
пожарищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать
против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? В чем же состоит призвание, каковы задачи художника,
считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества,
вознесенного на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном
своего народа, малой частицей человечества?
Говорить с читателем честно, говорить людям правду - подчас
суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в
будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за
мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда
это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном
стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на
ум и сердце человека. Думаю, что художником имеет право называться тот,
кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо
человечества. Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по
торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел
и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и
напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю,
народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с
достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое
право строить себе будущее по собственному выбору.
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать
чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться
за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в
какой-то мере, я счастлив. Благодарю всех, кто находится в этом зале, всех, кто прислал мне приветствия и поздравления в связи с Нобелевской премией.
Музеи, памятные места, памятники и экспозиции, посвященные М.А. Шолохову
Воронцов, А.В. Михаил Шолохов: загадка советской литературы / А.В. Воронцов. – М.: АСТ – Пресс книга, 2005. – 400 с.: 8 л . ил. –
(Историческое расследование).
Двадцать пять лет этот писатель был в Германии
популярней, чем Эрих Мария Ремарк. Двадцать девять лет его имя не
сходило со страниц английских газет и журналов: число рецензий на его
книгу порой превышало сотню в день. Ни один русский писатель не достиг
так быстро мировой славы, как он. Спутниками его жизни были зависть и
клевета. Имя этого человека - Михаил Шолохов. Автор книги рассказывает о
загадочной, полной драматизма судьбе писателя.
Гура, В.В. Как создавался «Тихий Дон»: творческая история романа М.
Шолохова / В. Гура. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Сов. писатель,
1989. –
465 с.
В своей книге автор исследует творческую историю "Тихого
Дона". Воздействие литературной атмосферы и борьбы двадцатых годов,
личные контакты молодого Шолохова с писателями, непосредственное участие
его в революционных событиях, работа над историческими и фольклорными
источниками, связь изображаемого в романе с реальной действительностью, с
характерами и судьбами конкретных людей, линии, идущие от "Донских
рассказов" к "Тихому Дону".
Шолохов, М.А. [Избранное] / Михаил Шолохов; сост. М.А. Жигалев. – М.:
Мол. гвардия, 1991. – 334 с. – (Русские писатели – лауреаты Нобелевской
премии).
В книгу русского писателя, лауреата Нобелевской премии М. Шолохова
входят произведения: "Родинка", "Тихий Дон" (книга IV, ч. VIII), "Наука ненависти".